После эры СМИ: хабрахабр, товарищи

01.10.2013

Автор: Роман Сиклицкий

В современном интернете можно отыскать немало любопытных ресурсов, которые отчасти заменяют СМИ старой модели, а отчасти сами являются источником информации и идей для журналистов традиционных средств массовой информации.

Проект habrahabr.ru – как раз показательный пример.

Феноменальный Хабрахабр

Хабрахабр сочетает в себе несколько достаточно различных функций. С одной стороны, имеются черты новостного портала, с другой – коллективного блога, или хаба на местном сленге.

Ресурс полезен и интересен и айтишникам, и рядовым пользователям. А также копирайтерам, журналистам, рекламщикам, дизайнерам, менеджерам, IT-бизнесменам и другим.

Проект существует с 2006 года и с тех пор, кажется, только приобретает все больше популярности. Возникает резонный вопрос: почему? Вероятно потому что Хабр – это саморегулирующаяся система с достаточно четко прописанными правилами игры, за исполнением которых следит администрация, а пользователи голосуют за них своими действиями: «лайками» и комментариями, например.

Есть что-то общее с компьютерными играми в концепции Хабрахабра. Например, такой инструмент взаимодействия на сайте, как карма. Хорошая у тебя карма – можешь писать в коллективные хабы, рассчитывать на доступ к расширенному функционалу по приглашению администрации. Плохая ведет к неудобствам и последствиям вроде режима «Reading only».

Привлекательной выглядит и атмосфера, царящая на Хабрахабре. Легкая, с юморком. О серьезных вещах можно порассуждать без академической чопорности. Айтишники вообще любят юморить, кто не верит, пусть зайдет на башорг. Среди постов от вчерашних школьников и домохозяек там все еще можно отыскать немного бородатого админского юмора в лучших традициях этого проекта.

Кроме возможности писать в блоги и читать посты на Хабрахабре также можно искать работу и исполнителей (есть специальный раздел “Резюме”). Можно припасть к источнику мудрости старших или просто более опытных товарищей в разделе «Q&A». Такой своего рода «наш ответ Чемберлену» в лице проектов Google Вопросы и ответы и Ответы@Mail.Ru.

К слову, свои корпоративные блоги на сайте есть у многих крупных компаний, к примеру ABBYY, Intel, Microsoft. А эти серьезные ребята ничего просто так не делают. В том числе не заводят площадки для трансляции корпоративной информации на безнадежных ресурсах.

Хабрагенерация контента

К публикуемым на сайте топикам существует несколько ключевых требований. Их функция не в том, чтобы ограничить свободу творческого самовыражения авторов или обойти скользкие темы, а контроль за качеством контента. Так, очень не приветствуется использование неуместного сленга, грамматические ошибки и пренебрежение пунктуацией, кросспостинг с других ресурсов, откровенный плагиат и копипаст. Цель топиков в блогах – генерация уникального и качественного авторского контента.

Еще не рекомендуется жаловаться на жизнь, обсуждать политику и тем самым превращать сайт в филиал каждой советской кухни (где, как известно, и было принято обсуждать правителей и их действия долгие десятилетия).

В остальном предоставлена свобода в выборе тем. Есть, конечно, рекомендации по форматированию топиков – чтобы их было удобно читать и отыскивать по меткам в облаке тегов. Ну и сама аудитория Хабрахабра определяет направленность публикуемых в хабах постов.

Создавать хабратопики могут все зарегистрированные пользователи с положительной кармой. Для разных коллективных хабов и корпоративных блогов прописан свой «порог вхождения», т.е. количественная характеристика кармы, дающая право публиковать записи.

Пользователи сайта сами определяют популярность и актуальность топиков. Голосование способно вывести топики на главную страницу сайта. Аналогичный механизм действует на комментарии и влияет на карму. От которой зависит, сможет ли автор поста/комментария писать в хабы в будущем. Такой вот круговорот голосов на Хабре.

Да прибудет с ними хабрасила!

Тот факт, что читатели сами выводят понравившийся им контент в лидеры, дает возможность проанализировать, о чем же люди любят читать. Для этого стоит полистать раздел «Лучшее» (например, подраздел «За все время»).

И выходит, что лучшими становятся темы:

  • про то, что лично касается многих;
  • с полезной информацией и инструкциями;
  • отвечающие на профессиональные вопросы (для программистов, дизайнеров и остальных).

Например, 1448 пользователей высоко оценили и больше 2 тысяч добавили в избранное перевод инструкции «Делаем приватный монитор из старого LCD монитора». 627 человек проголосовало и 2428 добавило в избранное проверенную на личном опыте инструкцию «Спать мало, но правильно?». 708 человек не оставило равнодушным известие о смерти Стива Джобса.

Вызывают интерес кейсы по электронной коммерции и практические топики из серии «мы в своей компании делаем так».

В свою очередь Хабрахабр – это такая зона «для своих», в которую при желании можно вступить или оставаться наблюдателем. В любом случае она остается динамичным информационным полем, которое приходит на место СМИ старой формации. Где каждый может быть сам себе журналистом, редактором, корректором и цензурным отделом. А качество материалов и актуальность тем оценивают такие же пользователи. Полная гармония.


 
Позвоните нам +375 (29) 334 21 22
или Отправьте запрос