Быть или не быть мобильным приложениям в Беларуси?

01.08.2013

Автор: Роман Сиклицкий

В соседней России наблюдается бум мобильных разработок (в Европе и США он не стихает уже несколько лет). Приложения есть буквально для всего: от парка «Сокольники» до очередной фан-тусовки ЦСКА. Белорусские компании гораздо более сдержаны и спокойны относительно IT-решений для бизнеса. В статье мы рассматриваем причины, которые сдерживают белорусский рынок мобильных разработок, и рассуждаем о его перспективах.

Почему белорусский бизнес боится инвестировать в мобильные разработки?

1) Средняя зарплата – 500$. И этим все сказано. После того, как среднестатистический белорус заплатит за съем квартиры и купит памперсы, у него уже нет денег на покупки в интернете.

2) Nokia 3310 все еще рулит. Этот пункт связан с предыдущим. Хотя сматрфонов продается все больше, основная часть наших соотечественников пользуется телефонами на Java.

Пользователи ОС в СНГ и Росии

3) Мало народу. Довольно распространенный аргумент. Всех белорусов – меньше 10 миллионов. Если отбросить тех, у кого старенькие Nokia, и тех, кто не входит в целевую аудиторию определенной компании, то выходит очень узкий рынок. Соответственно, невысокие ожидания профита.

Хотя… если следовать такой логике, то в Черногории приложений должно не быть вовсе.

4) «Хочу все и сразу». Многие рассматривают мобильные приложения исключительно как канал продаж. Это очень типично для белорусского темперамента – хотеть получить возврат инвестиций сразу же и в денежной форме.

Хотя приложения могут существенно стимулировать продажи, это зачастую не первая и не единственная их цель. Речь идет о лояльности аудитории, об имидже компании и об удобстве для пользователя.

Кто не рискует, тот не…

Приведенные аргументы говорят о том, что при разработке мобильный приложений в Беларуси, бизнес всегда идет на некоторый риск. Но, на наш взгляд, плох тот маркетолог, который мыслит только в терминах «здесь и сейчас», решая исключительно операциональные задачи. Хотя это относится не только к системе маркетинга, как и к бизнесу в целом.

Если мыслить постоянно в ключе «Ай, все равно не получится, зачем стараться», то тогда на самом деле ничего не получится. В таком случае можно было и вовсе бизнес не начинать. В конечном итоге, в выигрыше оказываются те, кто видит новые возможности раньше других и не боится действовать.

Далее мы бы хотели рассмотреть перспективы рынка мобильных приложений.

1) Если очень хочется, то можно. Несмотря на невысокие в среднем доходы, все равно белорусы тратят много денег на гаджеты. Прозвучит грубовато, но это часть нашего менталитета – через дорогие игрушки показывать, что ты не хуже других. Многие белорусы едят сосиски, чтобы сэкономить и купить гаджет.

Каждый третий проданный телефон в прошлом году был смартфоном. При этом продажи умных девайсов растут в арифметической прогрессии.

Вот статистика для России, можно предположить, что отечественная в целом схожа:

Доля смартфонов в продажах всех мобильных устройств в России

2) Меняется поведение клиентов. К сожалению для идеологов, но к счастью для маркетологов, люди становятся все более ленивы. Обратите внимание на молодых людей: даже если у них в тарифном плане предусмотрены бесплатные sms, они все равно используют Viber или WhatsApp. Это удобнее.

Каждый клик имеет значение. Владельцы интернет-магазинов это хорошо знают. Современные пользователя ленятся открывать браузер в мобильном, вводить в поиске адрес сайта, ждать загрузки страницы, мириться с неудобным отображением… К чему эти муки, если в два клика можно открыть приложение? Это очень актуально, например, для новостных приложений или для заказа еды.

3) E-деньги едут в Беларусь. В последнее время повышается доверие к электронным трансакциям. SMS-банкинг, оплата пластиковыми картами в интернете становятся более актуальными. Это перспективное направление уже потому, что в Беларусь пришли Яндекс.Деньги, потиху подкрадывается QIWI. Это раскрепощает и делает покупки в сети проще.

4) Опоздание может стоить больше, чем разработка. Пока рынок мобильных приложений относительно не занят. Но это изменится очень скоро, потому что таково требование существующей реальности. Слишком много времени люди проводят в телефонах. Поэтому многие компании могут получить существенное конкурентное преимущество, если осознают это раньше соперников.

Таким образом, белорусский рынок мобильных разработок очень перспективен, несмотря на неочевидность выгоды этого шага. И те, кто держат ухо востро, уже слышат, как и с Запада и с Востока на нас катится этот мобильный «бум».

Чтобы вы оставались в курсе событий, мы продолжим знакомить вас с особенностями мобильных приложений в Беларуси. В следующей статье речь пойдет о конкретных кейсах.


 
Позвоните нам +375 (29) 334 21 22
или Отправьте запрос